Цель работы – повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ. Основные направления работы по ЗОЖ: работа по повышению профессиональной компетентности педагогов, по созданию необходимой предметно-развивающей среды, работа с детьми, включающая проведение оздоровительных мероприятий и обучение ведению ЗОЖ, и работа с семьями воспитанников.
Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Мурзина Екатерина Михайловна, инструктор по физической культуре
Нефедова Ирина Вадимовна, воспитатель
Павлова Наталья Евгеньевна, воспитатель
Уваровская Алина Юрьевна, старший воспитатель
Крюкова Ирина Константиновна, воспитатель
Сиверскова Надежда Борисовна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада, встал на путь поиска средств для сохранения здоровья детей, и повышения уровня их культуры здоровья.
В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.
Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов МДОУ № 30 в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.
Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников (Приложение 1), с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
Задачи работы:
1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал, бассейн, мини-тренажерный зал.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья» (Приложение 2), где дети получают знания валеологического характера. Работа в уголках «Советы доктора Градусника», «Неболейки» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.
В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. (конспект занятия с ds50.ru) Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Ежемесячно, начиная со 2-й младшей группы, проходят занятия по здоровому образу жизни (Приложение 3), на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Имеющийся в штатном расписании инструктор по плаванию организует занятия с детьми в бассейне. Эти занятия решают не только образовательные и воспитательные задачи, такие как - научить детей плавать, и воспитывать умение вести себя в воде, но и оздоровительные - закаливание организма. Регулярно проводятся досуги на воде, игровые и развлекательные занятия. (Приложение 4)
На музыкальных занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные движения и этюды, но и упражнения на развитие своего тела.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогом по физкультуре на занятиях активно используется музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Работа ДОУ по приобщению к ЗОЖ повышает престиж детского сада, поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, заставляет их заниматься самообразованием, организует учебно-воспитательную деятельность, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива нашли свое развитие в будущем.
Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)
Идея: создание новой, более эффективной модели развития у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Основные задачи:
1) Воспитание у детей потребности в здоровье.
2) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
5) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
6) Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1) Сформированные навыки здорового образа жизни.
2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Для педагогов:
1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.
2) Повышение профессионального уровня педагогов.
3) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
4) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.
Участники проекта: дети; педагоги – 11 воспитателей; заведующая ДОУ Колодий О.Н.; старший воспитатель Уваровская А.Ю.; инструктор по ф/к Мурзина Е.М.; инструктор по плаванию Дегтева А.В.; музыкальный руководитель Ищенко Ж.Г.; родители; социальные институты детства: СК «Торпедо», центральная поликлиника, ДОУ района, МОУ СОШ № 10.
Основные направления деятельности ДОУ, в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание будет уделено организации спортивных секций и кружков на базе ДОУ для детей, совместных для детей и их родителей, и для персонала ДОУ.
4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.
2. Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала сотрудников, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
4. Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы ДОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.
5. Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе ДОУ, конференций, спортивных соревнований среди дошкольников, родителей и персонала дошкольных учреждений.
Этапы работы по приобщению к здоровому образу жизни
Этапы | Содержание | Ответственные |
Информационно-аналитический | - Информирование коллектива и родителей о реализации проекта «Здоровый дошкольник – успешный дошкольник!» - Исследование состояния инновационных образовательных процессов в ДОУ. - Разработка и экспертиза диагностического инструментария оценки результативности. - Создание системы взаимодействия специалистов и педагогов ДОУ. - Изучение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей. - Анализ существующих инновационных форм работы методической службы. -Подбор новых более эффективных форм для работы педагогами. - Разработка новой организационной модели методической службы и модели управления ДОУ. - Создание системы взаимодействия педагогов ДОУ, родителей. - Проведение конкурса «Спортивная семья». - Мини – проект «О пользе правильного питания». - Проведение Недели здоровья. - Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья. - КВН «Если хочешь быть здоров». - Викторина «О правильном питании» и тд. | Заведующая. Старший воспитатель. |
Внедренческий | - Реализация новых программ и технологий физического развития и оздоровления детей. - Апробация системы работы по приобщению детей к здоровому образу жизни в рамках проекта. - Вовлечение педагогов, родителей и различных социальных институтов в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Укрепление материально-технической базы ДОУ. - Составление перспективного планирования работы по физическому воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. - Разработка и проведение с педагогами серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр на обучение использованию в работе инноваций в области физического развития и здоровья. - Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития). - Организация мастер-класса для педагогов и родителей. - Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями. - Организация проведения педагогического аукциона по физическому развитию. - Реализация новых методов и форм работы с детьми, родителями, педагогами по физическому развитию и оздоровлению детей. - Апробация системы работы по профилактике заболеваемости. - Вовлечение педагогов, родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта. - Составление перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по физическому развитию и приобщению к здоровому образу жизни. - Проведение занятий, бесед, игр по приобщению детей к здоровому образу жизни. - Разработка и проведение серии семинаров-практикумов и консультаций с педагогами. - Разработка и проведение развлечений, праздников, викторин, соревнований и др. с участием родителей, педагогов и сотрудников социальных институтов. - Организация встреч детей с медицинскими работниками. - Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни. - Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий. - Организация в группах уголков здоровья. - Проведение консультаций с родителями. - Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д. - Организация экскурсий в дом спорта, на стадион, в поликлинику, больницу и т.д. | Заведующая. Старший воспитатель. Творческая группа. |
Контрольно-регулировочный | - Обмен инновационным опытом. - Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности. - Экспертиза результатов по отработке инновационной деятельности. -Трансляция результатов реализации программы развития. - Организация самоанализа деятельности. - Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе разработанных критериев. - Обобщение и документально-технологическое оформление опыта работы. - Трансляция результатов реализации проекта. - Создание пакета методических рекомендаций по профилактике заболеваемости детей. | Заведующая. Старший воспитатель. Творческая группа. |
Нефедова Ирина Вадимовна, воспитатель
Павлова Наталья Евгеньевна, воспитатель
Уваровская Алина Юрьевна, старший воспитатель
Крюкова Ирина Константиновна, воспитатель
Сиверскова Надежда Борисовна, воспитатель (
Ещё конспекты занятий для детских садов: Приобщаемся к спорту – укрепляем семью | Совместная игра детей и родителей "В поисках сокровищ" | Итоговое занятие по логопедии "Творчество Расула Гамзатова" | Тема урока: "На птичьем базаре". Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам в процессе занятий физической культурой | Познавательное занятие в группе раннего возраста с использованием пальчиковых игр и панно "Лесная полянка" по теме: "На прогулку с солнышком" | Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества" | система | поисковые системы | работы | вакансии работа | формированию | формирование личности | здоровей | здоровая жизнь | образа | образ жизни | жизнь человека | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста конспект занятия в детском саду | система | поисковые системы | работы | вакансии работа | формированию | формирование личности | здоровей | здоровая жизнь | образа | образ жизни | жизнь человека | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста конспект занятия в детском саду | детские сады | Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Фея доброты" конспект занятия в детском саду | Учим читать дошколят играя конспект занятия в детском саду | Интегрированное занятие "Весёлые краски" для старших дошкольников конспект занятия в детском саду | Конспект проведения открытого физкультурно-познавательного занятия с детьми старшей группы: "В далекой Африке" конспект занятия в детском саду | Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством резвивающих игровых технологий и сенсорной стимуляции конспект занятия в детском саду | Конспект занятия по малому фольклорному жанру "Встреча со старушкой-веселушкой" конспект занятия в детском саду | "Сопряженная гимнастика пальчиков и языка" конспект занятия в детском саду | Итоговое фронтальное занятие по математике в подготовительной к школе группе "В гостях у клоунов Васи и Гоши" конспект занятия в детском саду | Особенности психологической работы с проблемными детьми в условиях ДОУ (из опыта работы) конспект занятия в детском саду | Конспект занятия по теме "Зима" конспект занятия в детском саду | Двигательный режим на занятии ИЗО в старшей группе конспект занятия в детском саду | Организация физического воспитания детей с использованием русского фольклора конспект занятия в детском саду
| поисковые системы | операционная система | система уроков | элементы системы | контрольные работы | работа вакансии | работа 4 4 | план воспитательной работы | формирование системы | формирование культуры | формирование ресурсов | формирование здорового образа жизни | здоровей | жизнь здорово | здоровый интернет | реферат тема здоровый образ жизни | программа для образов | следующим образом | жизнь и судьба | личная жизнь | жизнь заново | земский доктор жизнь заново | 3 ребенка | игры для детей | грудной ребенок | дети в саду | дошкольный возраст | дошкольное образование | дошкольное образование детей | дошкольные презентации | возраст ребенка | дети дошкольного возраста | с какого возраста можно давать | развитие детей раннего возраста | конспект урока | план конспект | конспект по окружающему миру | конспект занятия в старшей группе | конспект занятия | темы занятий | планирование занятий | занятие сексом | детский сад | детская песня | детские комнаты | скачать песню детские песни | садъ группа | группы в детском саду | сад своими руками | план сада | конспекты занятий в детском саду | старшая группа детского сада занятия | Система | работы | по | формированию | здорового | образа | жизни | детей | дошкольного | возраста | конспект | занятия | в | детском | саду | Система работы по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста конспект занятия в детском саду
