В статье поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитания и обучения детей, что способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей
Попкова Светлана Александровна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитания и обучения детей, потому что недискриминационное образование приносит пользу как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.
Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, а также важно организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.
При совместном воспитании мальчиков и девочек необходимо преодолеть разобщенность между ними и организовать совместные игры, в процессе которых дети могут действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Например, заболела кукла – дочка. Необходимо вызвать скорую помощь. Врача (эту роль могут принимать на себя как девочки, так и мальчики) доставит к больной водитель - мальчик, по пути приобретя лекарство у аптекаря – девочки.
При организации игровой деятельности воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Так же важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.
Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился конкретного результата именно в этом: научился строить дом из конструктора.Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Когда в игре будет достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определенной последовательности ролевые действия, следует перейти к решению вопросов, связанных с обучением девочек и мальчиков выполнению в игре социальных функций.
Например, мальчики, как будущие мужчины, демонстрируют не только мужественность, несгибаемою волю и «железные» мускулы, но и доброту, мягкость, чуткость, заботу по отношению к другим людям, родным и близким и т.п. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, обладают активностью, инициативой, умением отстаивать свои интересы и т.п.
Библиографический список
- Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.
- Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2001.
- Доронова Т.Н. Ресурсный центр «Девочки и мальчики». М., 2008.
Ещё конспекты занятий для детских садов: Конспект занятия по исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему "Извержение вулкана" | Конспекты занятия по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста | Занятие по развитию речи и обучению грамоте "В волшебной стране слов" | Серия занятий из серии "Я — человек" | Урок на тему "Космос" | Конспект физкультурного занятия для детей подготовительной группы с элементами акробатики "Мы спасатели-друзья, а иначе нам нельзя" | руководство | руководство +по эксплуатации | игровой | игровые автоматы | деятельностью | виды деятельности | детей | дитя | учетом | бухгалтерский учет | гендерное воспитание | гендерная психология | особенностей | особенности развития | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей конспект занятия в детском саду | руководство | руководство по эксплуатации | игровой | игровые автоматы | деятельностью | виды деятельности | детей | дитя | учетом | бухгалтерский учет | гендерное воспитание | гендерная психология | особенностей | особенности развития | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей конспект занятия в детском саду | детские сады | Комплексное занятие младших дошкольников конспект занятия в детском саду | Сценарий праздника "Мои года – мое богатство" конспект занятия в детском саду | Использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с детьми дошкольного возраста конспект занятия в детском саду | Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы "Светлый День Победы" конспект занятия в детском саду | Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза конспект занятия в детском саду | "Я - человек" (для детей старшей группы) конспект занятия в детском саду | Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы" конспект занятия в детском саду | А у вас есть плохой ребенок? конспект занятия в детском саду | Конспект эколого-оздоровительного занятия в старшей группе "Путешествие в лес" конспект занятия в детском саду | Загадки у новогодней елки конспект занятия в детском саду | Интегрированное занятие в подготовительной группе: "Культура Хакасии" конспект занятия в детском саду | Перспективный план кружковой работы для подготовительной группы конспект занятия в детском саду
| руководство по эксплуатации | руководство скачать | классное руководство | ниссан руководство | игровые автоматы | бесплатные игровые | игровая деятельность | игровые автоматы без смс без регистрации | виды деятельности | деятельность предприятия | анализ хозяйственной деятельности | условия деятельности | 3 ребенка | игры для детей | грудной ребенок | дети в саду | бухгалтерский учет | учет средств | табель учета | организация бухгалтерского учета | гендерные особенности | гендерный аспект | гендерная дискриминация | гендерная асимметрия | особенности национальной | особенности детей | курсовая особенности | особенности речи | конспект урока | план конспект | конспект по окружающему миру | конспект занятия в старшей группе | конспект занятия | темы занятий | планирование занятий | занятие сексом | детский сад | детская песня | детские комнаты | скачать песню детские песни | садъ группа | группы в детском саду | сад своими руками | план сада | конспекты занятий в детском саду | старшая группа детского сада занятия | Руководство | игровой | деятельностью | детей | с | учетом | их | гендерных | особенностей | конспект | занятия | в | детском | саду | Руководство игровой деятельностью детей с учетом их гендерных особенностей конспект занятия в детском саду
