Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются внимание, мышление, речь.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
Кайгородова Ольга Валерьевна, музыкальный руководитель
Смирнова Марина Юрьевна, зам. заведующей по воспитательной и методической работе
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки, Работа с дошкольниками
Одна из ценностей дошкольного возраста –повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.Согласование музыкально-педагогическойдеятельности с природной эмоциональностью детейи использование в работе с малышами музыкальногофольклора, позволяет выстраивать процессобучения с учетом Российских и международныхзаконов и реализовывать эмоциональный компонентобразования.
Образование – сложная педагогическаякатегория. Успех образования детей раннеговозраста, согласно Регионального компонентагосударственного образовательного стандарта,определяется не только информированностью(знаниями, умениями, навыками), но и желаниемполучить информацию и использовать ее вжизненных ситуациях.
Ребенок идет к освоению смысла своих действийчерез чувства. Ведь только в состоянииповышенного интереса, эмоционального подъемаребенок способен сосредотачивать свое вниманиена музыкальном произведении, объекте, запоминатьсобытие со всеми деталями и нюансами. Желаниевновь пережить определенное состояние можетслужить для него мотивом деятельности, стимуломпроявления активности. Под влиянием эмоцийкачественно по-иному проявляются и внимание, имышление, и речь.
Раннее детство не просто время спонтанной исвободной активности ребенка.
Это очень важный период, проживая который,ребенок приобретает умения, которые в дальнейшемпозволяет ему освоить мир взрослых.
Это самоценный период, обладающий богатымсодержанием, которое должно быть представленомаксимально полноценно в образовательной работес детьми.
Это уникальный период по силеэмоционально-чувственного восприятия,формирования начальных представлений о духовныхценностях. Базовая культура человека, фундаментвсех видов мышления закладывается в раннемдетстве.
Мы родились и живем во время больших перемен,когда над человечеством нависла угрозадуховного оскудения личности, опасность утратынравственных ориентиров: рушатся традиции,забываются обычаи, рвутся нити, связывающиестаршее и младшее поколение. С момента своегорождения человек попадает в определеннуюкультурную среду, со своей системой ценностей итребований реальной жизни. И сейчас как никогдаважно обеспечить нравственное воспитаниеподрастающего поколения, противостоятьбездуховности.
На протяжении первых лет жизни человекаэмоциональная сфера претерпевает сложнейшиеизменения: эмоции приобретают качественныехарактеристики, возникают чувства, присущиеисключительно людям. Эмоции неразрывно связаныне только с воспитательным, но и образовательнымпроцессом.
Современная же социальная ситуация далеко невсегда насыщает детей эмоционально, далеко невсегда обогащает их впечатлениями. Вот почемунеобходимо специально организованное общение,способное структурировать эмоциональный мир,создавать условия для разнохарактерныхэмоциональных проявлений, самовыражениядвижениями, голосовыми реакциями, музыкальнымизвуками.
Музыка и музыкальная деятельность, где чувстваи эмоции составляют главное содержание, особеннопривлекательны для детей раннего возраста.
Интонация или знаковая система фольклорныхпроизведений, наиболее близка детям раннеговозраста и воспринимается ребенком на уровнечувств и эмоций.
Детям раннего возраста свойственно особоевосприятие и особое отношение к мелодии, ритму,сопровождающим музыку движениям, чтообусловлено спецификой и интенсивностьюсоциализации. И именно ритм и певучестьфольклорной ткани близка детям. Малыефольклорные формы – это прекрасный материал, наоснове которого у ребенка очень рано начинаетобрабатываться понимание текста, приобретаетсясмысловое содержание, развивается речь,музыкально-сенсорные способности, возникаетцепь слуховых реакций, накапливается опытразнообразных движений, в том числе мелкоймоторики и все это на ориентировочной иэмоциональной основе.
Знакомство с музыкальным фольклором присоблюдении традиций предполагаетмноговариативность, импровизационность прииспользовании и требует творческой активности ифантазии педагога. Репертуар фольклора огромен,выбор богатейший и главная задача специалиста –дать канву, по которой каждый педагог вышьет свойиндивидуальный рисунок, “загорится” сам и“зажжет” своими эмоциями всех присутствующих:взрослых и детей. Фольклор для малышей –народная дидактика, школа материнства. Впотешках, песнях, прибаутках отражена сущностьраннего детства: видеть мир таким, каким онпредстает перед взором малыша – без лукавства ифальши.
Поэтому значительное место в практикевоспитания отводится эмоциональному развитиюименно средствами музыкального фольклора.
Эмоции – важнейшая сторона психическогосовершенства. Запаздывание в формированииэмоций приводит к отставанию в общем развитии,искаженному развитию чувств. Существуютопределенные возрастные периоды (сензитивные), вкоторых дети наилучшим образом воспринимают теили иные воздействия. Таким периодом дляформирования основ эмоции и чувств являютсяпервые три года жизни.
В ДОУ наметилась тенденция: о необходимостиразвития эмоциональной отзывчивости у детейраннего возраста.
Выявлены противоречия:
Определена цель: реализациясодержательно-смыслового аспекта моделиличностно-ориентированного развития детейраннего возраста средствами музыкальногофольклора.
Поставлены задачи:
- подобрать и систематизировать фольклорный репертуар в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей.
- объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально эстетического развития ребенка.
- положительная динамика музыкального развития детей раннего возраста.
Поэтапная реализация темы: “Развитиеэмоциональной отзывчивости у детей раннеговозраста средствами музыкального фольклора” проходилав три этапа:
1 этап – организационный, носилтеоретико-диагностический характер.
1. Анализ возрастных и индивидуальных характеристик музыкального развития детей на раннем возрасте;
2. Анализ возможности использования темы: “Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора”, в рамках реализуемых в ДОУ программ:
- подобраны средства воспитания и развития (фонотека, картотека сценариев занятий, картотека музыкального репертуара, подбор костюмов и атрибутов к пляскам и играм),
- выбраны методики (Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной; Усовой О.В; Бурениной А)
- разработан перспективно-тематический план развития эмоциональной отзывчивости у детей 2 и 3 г.ж. средствами музыкального фольклора,
3. Определен план работы музыкального руководителя совместно с воспитателями.
4. Составлен план мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора.
5. Создан пакет методических материалов по диагностике развития эмоциональной отзывчивости у детей средствами музыкального фольклора, определены критерии оценки.
Помня о том, что музыкальная деятельностьвесьма значительна для детей, необходимоорганизовать ее так, чтобы она вызывалаэмоциональное отношение к ней. Так как процессразвития эмоциональной отзывчивости должен бытьоснован на хорошем знании ребенка: его интересови предпочтений, музыкального опыта,эмоционального состояния, возрастныхпсихофизических особенностей, провели анализвозрастных и индивидуальных характеристикмузыкального развития детей на раннем возрасте.
Учитывая исходный уровень музыкальнойкультуры и эмоциональной отзывчивости детей намузыку, постарались выстроить процессформирования эмоциональной отзывчивостисредствами музыкального фольклора на основесочетания базисных программ М.А.Васильевой“Программа воспитания и обучения в детскомсаду” на 2 г.ж. и программы Т.Н. Дороновой“Радуга” на 3 г.ж., а так же порциальных программА.И. Бурениной “Топ-хлоп, малыши”, О.В. Усовой“Театр танца”. Задачи программ могут решатьсясредствами музыкального фольклора. Нагляднозафиксировано это в таблицах (Приложение1), из которых видно, что фольклорный материалсоставляет примерно 30-40 % от всех музыкальныхпроизведений предлагаемых программой на год.
Осмысливая эти программы, адаптировали ихсоответственно условиям в ДОУ и особенностямдетей, а так же своему творческому видениюпроблемы эмоциональной отзывчивости детей намузыку. И представили материал в видеперспективного планирования фольклорныхпроизведений по видам музыкальной деятельности (
Формирование репертуара – одна из основныхсторон деятельности музыкального руководителя ифундаментом для его построения служат различныепрограммы. Программа “Радуга” предлагаетширокий простор для творчества, самореализации иявляется стимулом в поиске нового – мелодий,песен, игр. Более чем 20 – летний опыт работы сдетьми подвел музыкального руководителяКайгородову Ольгу Валерьевну к созданию новыхигр, хороводов с использованием фольклорногоматериала, в собственной обработке с учетомвозраста и возможностей воспитанников (
Ольга Валерьевна подобрала средствавоспитания и развития, систематизировала исоответствующе оформила фонотеку фольклорныхпроизведений, папку сценариев развлечений изанятий, картотеку музыкального репертуара,разработала и изготовила с помощью коллег иродителей костюмы и атрибуты к пляскам и играм.
Выделила для себя как наиболее преемлимые вработе методики Метлова Н.А.; Н.А.Ветлугиной;Усовой О.В; Бурениной А..
В рамках темы налажено сотрудничество своспитателями и родителями: составлен планмероприятий с родителями (Приложение 7),разработаны анкеты для родителей; намеченасовместная деятельность по развитиюэмоциональной отзывчивости у детей своспитателями (Приложение 6).
Как происходит включение ребенка в музыкальнуюдеятельность, как влияет она на эмоциональноеразвитие, какие трудности он переживает и какоценить эмоциональное состояние малыша?- крайневажно иметь адекватные возрасту методыобследования, четко выверенные критерии оценок,позволяющие определить начальный уровеньэмоционального развития на музыку и егоперспективы. С этой целью были отобраны критерииоценки эмоциональной отзывчивости намузыкальную деятельность за основу которыхвзяты программные требования и возрастныепоказатели (Приложение 9).
2 этап – практический, носилпрактико-ориентированный характер.
- совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми по программе дошкольного образования на 2 г.ж.: М.А.Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”; Т.Н.Доронова “Радуга” - на 3 г.ж.; а так же дополнительных образовательных программ по музыкальному воспитанию: А.И. Буренина “Топ-хлоп малыши”; О.В. Усова “Театр танца”
- мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора
- знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша.
- отслеживание промежуточного результата по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 2-го и 3-его года жизни средствами музыкального фольклора.
Музыкальная деятельность несет в себебогатейшие возможности развития эмоциональнойотзывчивости, эмоциональная сфера ребенка -фундамент развития интеллекта пока ещемаленького человечка.
Разработана схема эмоциональной отзывчивостисредствами музыкального фольклора (Приложение10) через все виды музыкальной деятельности: изнее видно, что на раннем этапе эмоциональнаяотзывчивость выступает как средство развитиямузыкальной деятельности, это основано навысокой чуткости нервных клеток мозгамаленького ребенка, он чрезвычайно восприимчив квосприятию звуковой палитры мира, но эмоции ещеочень бедны и не всегда ребенок знает, как ихвыразить.
Построенная система работы по знакомству детейс различными видами музыкальной деятельности сиспользованием фольклорных произведений,приводит к тому, что эмоциональная отзывчивостьребенка на музыку приобретает новое качество –она становится результатом (Приложение2)
Обращая особое внимание на эмоциональныйотклик детей, активно развивая восприятиемузыки, используя такие народные произведения,как веселые плясовые: “Ах, вы сени”,“Камаринская” и др. и колыбельные - музыкуспокойного характера. Предлагая в контрасте этипроизведения, музыкальный руководительКайгородова О.В., побуждала детей к проявлениюэмоций через движения на веселую музыку и намузыку спокойного характера: укачивание, жесты,мимические действия глазами.
Простота и доступность музыкальныхфольклорных произведений, которые имеют рядзвуков, не превышающих пять тонов, элементызвукоподражания, многократные повторения,способствовали первым успехам в развитиипевческих интонаций и первичных вокализацийдетей 2 и 3 г.ж., но проблема речевого развитиядетей в раннем возрасте остается актуальной.
Учитывая речевые трудности малышей, ОльгаВалерьевна развивала слуховое восприятие, с этойцелью она подобрала ряд произведений “Дождик”,“Солнышко – ведрышко”, “Погремушка спит ипляшет” и др., которые помогли малышам научитьсяразличать высокие и низкие звуки, тихое и громкоезвучание инструментов.
Возрастная особенность малышей раннеговозраста - в подражательности действиямвзрослого, и ее обязательно надо использовать вработе. Наглядно показывая движения, двигаясьвместе с малышами под музыку спокойного, бодрого,маршевого характера, Музыкальный руководительнаучила детей простейшим танцевальным, образнымдвижениям:
на 2-м г.ж. - кружение на месте, помахиванияруками, притопы ногами, хлопки в ладоши,“фонарики”, качание с ноги на ногу,
на 3-м г.ж. - “пружинка”, притоп одной ногой,хлопки по коленям, покачивание разведеннымируками в стороны с поворотом и др.…
Развивая музыкально сенсорные способностидетей, обратилась к народным музыкальныминструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки,гармошка. и музыкальным игрушкам. С интересомприслушиваясь к звучанию инструментов, детипостепенно, к концу года, начали различатьтембровую окраску, например звучание бубна -колокольчика, барабана - дудочки,совершенствовался динамический слух (тихо –громко), звуковысотный слух (высоко – низко).
Конечно же, вся работа по развитиюэмоциональной отзывчивости средствамимузыкального фольклора проходила в тесномконтакте с воспитателями, касаясь всех видовмузыкальной деятельности:
- во время музыкальных занятий,
- интегрированных занятий (по плану воспитателя),
- в процессе организации музыкальных развлечений, праздников,
- в индивидуальной работе с детьми,
- во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения – “Гости у нас, дорогие у нас”,
- на зарядке,
- во время умывания – “Водичка, умой мое личико”, “Ладушки – ладошки”,
- следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно происходило пение колыбельных при укладывании детей на сон - “Как на горке, на горе”, “Крепко спит петушок”, “Спать не хочет мишка”, “Танечка, баю - бай, бай” и др. в исполнении взрослых,
- организуя перед обедом проведение хороводных игр “Заинька”, “Петушок, золотой гребешок”, “Платочек”, “Бубен” и др.
Все это благотворно влияло на развитие у детейэмоциональной отзывчивости, музыкальной иобразной памяти, приумножению слухового опыта,развитию двигательной активности, развитиюмелкой моторики рук, ориентировки впространстве, навыкам владения различнымипредметами во время движений под музыку.
И везде воспитатель - помощник и опорамузыкального руководителя.
Реализация такого подхода к развитиюэмоциональной отзывчивости средствамифольклора требовала поддержки и со стороныродителей. Знакомство родителей наконсультациях “Развитие слухового вниманиясредствами муз фольклора”, “Фольклор, каксредство развития речи”, “Народныедидактические игры - элемент современности”;клубах по интересам “Родная колыбель”, другойразличной наглядной информацией (приложение)с теоретическими и методическими вопросамиразвития эмоциональной отзывчивости средствамифольклора способствовало зарождению у родителейинтереса к данной проблеме. Это нашло отражение вродительском проекте семьи Ананьевых “Спи,малыш!” и в опыте семьи Андреевых, который былобобщен в журнале “Колыбельная для малыша” (
Родители привлекались к изготовлениюатрибутов, масок, костюмов для народныхпраздников, и конечно же присутствовали припроведении самих праздников “В гостях укурочки”, “К нам пришла Матрешка”, “В горнице, уЗимушки” и др.
Развивая эмоциональную отзывчивость,музыкальные способности, умение общаться свзрослыми и сверстниками мы объединили усилияродителей, воспитателей, музыкальногоруководителя, с целью обеспеченияэмоционального комфорта, интересной исодержательной жизни малышам и в детском саду, идома.
3 этап – обобщающий, носилконтрольно-оценочный характер.
Объемно проанализировав весь материал, считаемпроделанную работу результативной:
- Разработан комплект методического обеспечения по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора по направлениям: дети, родители, воспитатели.
- Согласованы действия музыкального руководителя, воспитателей и семьи в вопросах формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора.
- Обобщен опыт семейного воспитания по использованию фольклора (семьи Андреевых, Ананьевых).
- Отмечена положительная динамика развития детей раннего возраста (приложение).
Согласование музыкально-практическойдеятельности с природной эмоциональностью детейи использование в работе с малышами новыхподходов и форм музыкального фольклорапозволило реализовать эмоциональный компонентобразования.
Такая работа сопровождалась изменениями вразвитии и эмоциональном поведении детей и вцелом отмечается положительная динамикаразвития ребенка.
- положительная динамика развития каждого ребенка,
- заложены основы музыкальности:
- активный эмоциональный отклик на музыку,
- определенный музыкальный опыт,
- первичные вокализации, певческие интонации,
- совершенствуется речь,
- развивается двигательная активность.
Специально организованное общение,способствовало структурированию эмоциональногомира малыша, а специально созданные условия -появлению разнохарактерных эмоциональныхпроявлений, самовыражения движениями,голосовыми реакциями, музыкальными звуками.
Ценные те моменты, когда в состоянииповышенного интереса, эмоционального подъемаребенок сосредотачивает свое внимание намузыкальном произведении, объекте, запоминаетсобытие со всеми деталями и нюансами.
Считаем необходимым и дальше использовать впрактике музыкально-эстетического воспитанияфольклорные формы, способствующие развитиюэмоциональной отзывчивости детей.
Используемая литература:
- Воспитание детей раннего возраста/ Аксарина Н.М. - М: Просвещение, 1981.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста, под ред. Г.М.Ляминой. -М.: Просвещение, 1981.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста, под ред. Л.Н.Павловой. -М.: Просвещение, 1986.
- Воспитание детей раннего возраста/ Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1996.
- Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: метод, руководство для работающих по программе “Раду-га”/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.Г. Якобсон и др.- М.: Просвещение, 2005.
- Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Печора Л.Н., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение, 1986.
- Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Анисимов В.П. - М.: ВЛАДОС, 2004.
- Методика музыкального воспитания в детском саду, 3-е издание, под ред. Ветлугиной. - М., Просвещение, 1989.
- Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высш. и сред. учеб, заведений - 3-е издание/ О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили. М.: “Академия”, 2000.
- Музыкальные шедевры/ Радынова О.П. Авторская программа музыкального развития дошкольников. - М.,1997.
- Музыкальное воспитание детей раннего возраста/ Бабаджан Т.С. -М.: Просвещение, 1967.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Мозаика - Синтез, 2005/.
- Раннее детство: познавательное развитие/ Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Волосова. Методическое пособие. - М.: Мозаика -Синтез, 2000.
- “Радуга”: программа и руководство для воспитателей детского сада/Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, С.Г.Якобсон и др. М.: Просвещение, 1993.
- Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта дошкольного , начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. – ГОУ “Центр “Учебная книга”, 2006
- Русское народное детское музыкальное творчество. Науменко Г. -М., Советский композитор, 1988.
- Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А.Ветлугина, Кенеман А. - М., Просвещение, 1983.
- Фольклор для маленьких/ Павлова Л.Н., журнал “ Дошкольное воспитание”. - 1990 - №4, 7, 10.
- Фольклор и музыкальное восприятие. Покровский Д.В./Восприятие музыки/сост. В.Н.Максимов. -М.: Музыка, 1980.
- Школа русского фольклора. /Картавцева М.Т. - М.: МГИК,1994.
- Эмоциональная память и ее механизмы/ Е.А.Громова. - М.,1980.
Смирнова Марина Юрьевна, зам. заведующей по воспитательной и методической работе (
Ещё конспекты занятий для детских садов: "Содержание и результаты деятельности МДОУ №75 "Лебедушка" | "Ознакомление с эпосом олонхо в современных условиях через классические игры в ДОУ" | Конспект информационно-практического проекта "Зеленый друг на окне" | Проект "Новое поколение выбирает безопасное движение" | Развитие у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о противоречиях в окружающем мире средствами ТРИЗ | Программа профилактики тревожности у детей 4–6 лет "Не бойся, я с тобой!" | развитие | развитие ребенка | эмоциональной | эмоционально | эмоциональная отзывчивость | отзывчивость это | детей | дитя | пораньше | раннее | возраста | возраст ребенка | средствами | народные средства | музыкального | музыкальная школа | фольклора | история фольклора | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора конспект занятия в детском саду | развитие | развитие ребенка | эмоциональной | эмоционально | эмоциональная отзывчивость | отзывчивость это | детей | дитя | пораньше | раннее | возраста | возраст ребенка | средствами | народные средства | музыкального | музыкальная школа | фольклора | история фольклора | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | детский сад | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора конспект занятия в детском саду | детские сады | Использование интерактивных методов воспитания в социально-нравственном развитии детей дошкольного возраста конспект занятия в детском саду | Занятие интегрированного вида "Путешествие на воздушном шаре" конспект занятия в детском саду | Комплексное занятие для детей подготовительной группы "Времена года" конспект занятия в детском саду | Проект физкультурно-оздоровительной направленности "Неделя здоровья" конспект занятия в детском саду | Самообразование как форма повышения профессионального мастерства педагога конспект занятия в детском саду | Использование проективных методик для изучения аффективных реакций дошкольников конспект занятия в детском саду | Методические рекомендации по теме: "Влияние классической музыки на формирование музыкальной культуры у детей дошкольного возраста" конспект занятия в детском саду | По следам осени конспект занятия в детском саду | Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе конспект занятия в детском саду | Цикл занятий по изобразительной деятельности "Наш герб и флаг" конспект занятия в детском саду | Музыкальное занятие "Круглый год у нас хоровод" конспект занятия в детском саду | Конспект занятия по физической культуре для старшего дошкольного возраста конспект занятия в детском саду
| развитие ребенка | история развития | периоды развития | развитие способностей | эмоциональный | эмоциональные состояния | эмоционально волевое развитие | эмоциональное воздействие | эмоциональная отзывчивость | причины снижения нашей отзывчивости | 3 ребенка | игры для детей | грудной ребенок | дети в саду | раннее | ранние сроки | раннее лето | ранние культуры | возраст ребенка | дети дошкольного возраста | с какого возраста можно давать | развитие детей раннего возраста | народные средства | основный средства | средства контроля | средства бюджета | музыкальные инструменты | музыкальные клипы | 1 музыкальный | музыкальные песни | русский фольклор | жанры фольклора | элементы фольклора | фольклор в музыке | конспект урока | план конспект | конспект по окружающему миру | конспект занятия в старшей группе | конспект занятия | темы занятий | планирование занятий | занятие сексом | детский сад | детская песня | детские комнаты | скачать песню детские песни | садъ группа | группы в детском саду | сад своими руками | план сада | конспекты занятий в детском саду | старшая группа детского сада занятия | Развитие | эмоциональной | отзывчивости | у | детей | раннего | возраста | средствами | музыкального | фольклора | конспект | занятия | в | детском | саду | Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора конспект занятия в детском саду
