Детские сады
Детские сады:

А:
Абдулино | Абезь | Абинск | Авангард | Адыгейск | Айкино | Алагир | Алапаевск | Александровка | Александровск | Алексеевка | Алтуд | Алтыновка | Алтыново | Альметьевск | Амурск | Ананьино | Анапа | Андреаполь | Андреевка | Андреево | Анишино | Анна | Анохино | Анучино | Апатиты | Апшеронск | Арамиль | Ардон | Арзамас | Аркадак | Арлан | Армавир | Арсеньев | Артем | Артемовский | Арти | Артя-Шигири | Архангельска | Архангельское | Асбест | Астрахань | Аткарск | Атняшка | Ачинска | Аша |
Б:
Б. Иня | Б. Ничка | Бабка | Бабушкино | Багратионовск | Бажуки | Бакала | Баксан | Балаково | Балашов | Балтийск | Балтика | Барабаш | Бараники | Барыш | Батайска | Бедеева Поляна | Бежаницы | Безбожник | Безопасное | Бейсуг | Белая Холуница | Белгорода | Белебей | Белобородово | Белоево | Белой Калитвы | Белорецк | Белореченск | Белоярский | Белый Колодезь | Березников | Березняки | Березовик | Березовка | Березовский | Беслан | Бирск | Бирючья Коса | Благовещенка | Благодарный | Бобино | Бобровка | Богатое | Богданович | Богдановка | Богомягково | Боготол | Болгар | Болхуны | Большая Брембола | Большая Вруда | Большая Соснова | Большие Кусты | Большое Анисимово | Большое Рейзино | Большой Гондыр | Большой Талмаз | Борки | Боровичи | Боровой | Бородули | Борок | Борское | Ботаника | Братска | Брод | Брянск | Бугры | Бугульма | Бугуруслан | Бударино | Буденновск | Бузаевка | Бузулук | Буйнакск | Бурмакино | Бурмасово | Буссевка | Бушуиха |
В:
Вагино | Валдай | Ванино | Ванькино | Варваровка | Варламово | Варнавинское | Васильково | Вассиановка | Великий Устюг | Великих Лук | Великого Новгорода | Величаевское | Вельск | Верещагино | Верх-Амонаш | Верх-Кунгур | Верхнего Тагила | Верхней Пышмы | Верхней Салды | Верхнетроицкое | Верхнеуральск | Верхнеяркеево | Верхние Каргалы | Верхние Услы | Верхний Баскунчак | Верхний Изяк | Верхний Курп | Верхний Услон | Верхний Уфалей | Верхний Чов | Верхняя Инта | Верхняя Максаковка | Верхняя Сава | Верхняя Тура | Верхняя Чернавка | Верхотурье | Весново | Ветлосян | Вильва | Вилючинск | Вичуга | Владивосток | Владикавказ | Владимир | Владыкино | Водный | Возрождение | Войскорово | Волгоград | Волгодонск | Волжского | Вологда | Волхова | Волчанска | Вольно-Надеждинское | Вольск | Воргашор | Воркута | Воронеж | Воскресенка | Воскресенское | Восточное | Врангель | Всеволожска | Вуктыл | Выборг | Выльгорт | Выльтыдор | Высокораменское | Высотино | Вяземский | Вязьма | Вятские Поляны |
Г:
Гаврилов Посад | Гаврилов-Ям | Гагарин | Гаджиево | Газырь | Гай | Гастеллово | Гатчина | Гвардейск | Геленджик | Георгиевка | Георгиевск | Герменчук | Гладкое | Глебовское | Глебычево | Гожан | Горнозаводск | Горный | Горняк | Городня | Городок | городок Комсомольский | Горы | Горячий Ключ | Гостовский | Гражданский | Гремяча | Гремячинск | Григорьевское | Грозный | Грязовец | Гуково | Гулькевичи | Гурьевск | Гусев |
Д:
Дагестанские Огни | Девлезеркино | Девятый Вал | Дегтярск | Дербент | Дергачевка | Десногорск | Детские сады | Джумайловка | Дивногорск | Дивный | Дигора | Дно | Добровольск | Дойная | Долгоруково | Домашка | Домново | Донецк | Дружба | Дубки | Дубовицы | Дубовское | Дудинка | Дуслык | Дым-Дым-Омга | Дюртюли |
Е:
Евлейка | Ейск | Екатеринбурга | Екатериновский | Елабуга | Еламбуй Первый | Елань | Елизово | Еловое | Елховка | Еманжелинск | Енисейск | Ергач | Ессентуки | Етыш |
Ж:
Жарковский | Жары | Жедяевка | Железноводск | Железногорска | Живайкино | Жигулевск | Жилино | Жуланово |
З:
Заборье | Заветы Ильича | Завитинск | Заводоуковск | Заводской | Заволжск | Заклинье | Заливино | Занадворовка | Заозерный | Заозерск | Заплавное | Заповедное | Заполярный | Заречного | Заречное | Затеречный | Зверево | Зверосовхоз | Зеленогорск | Зеленоградск | Зеленодольск | Зеленокумск | Зеленолугский | Земплягаш | Зенгино | Зимняя Ставка | Зириклы | Златоуста | Змеевка | Знаменка | Знаменский | Зуевка | Зыково |
И:
Ибряйкино | Ивангород | Ивановка | Иваново | Ивдель | Игарка | Иглино | Игнатцево | Ижевска | Избербаш | Изобильный | Ильинское | Ильинско-Подомское | Илья-Шор | Илюшино | Инза | Инта | Йошкар-Ола | Ипатово | Иран | Ирбит | Иркутска | Иссад | Ишим | Ишимбай |
К:
Кабаково | Кавалерово | Кадгарон | Казановка | Казанцево | Казань | Кайеркан | Какрыбашево | Калининград | Калинино | Калининск | Калининское | Калитино | Калмаш | Калтасы | Калуга | Калужское | Каменки | Каменногорск | Каменоломни | Каменск-Уральский | Каменск-Шахтинский | Камышина | Камышлов | Канадей | Кандалакша | Кандрыкуль | Кандры-Кутуй | Канска | Карабаш | Карагач | Карамалы Губеево | Карачаевск | Каргополь | Карелии | Кармаскалы | Карнаухово | Карпинска | Карталы | Карьево | Касиб | Касли | Каспийск | Катав-Ивановск | Качканара | Каясула | Кедва | Кедровый | Кизел | Кизляр | Кизнер | Кикерино | Кикнур | Кингисепп | Кинельский | Кинешма | Кипчак | Кириши | Киров | Кировград | Кирово-Чепецк | Кировск | Кисельня | Киска-Елга | Кисловодск | Кишпек | Клены | Клопицы | Кляпово | Кневичи | Ковдор | Коврово | Когалым | Коза | Кола | Колокольцовка | Колпино | Коммунар | Комсомольск-на-Амуре | Комсомольское | Кондопога | Кондратово | Кондрево | Константиновск | Копейск | Кореновск | Коркино | Коряжма | Коса | Кострово | Кострома | Косяковка | Котельнич | Котлас | Кохма | Кошки | Красная Поляна | Красноармейское | Красновишерск | Красногвардейское | Красногор | Краснодар | Красное | Красное с. | Краснозатонский | Краснознаменск | Краснокамск | Краснокумское | Краснотурьинск | Красноуральска | Красноуфимск | Краснохолмский | Краснояр | Красноярска | Красный Бор | Красный Кут | Красный Профинтерн | Красный Холм | Кривояр | Кронштадт | Кропоткин | Крупско-Ульяновский | Крученая Балка | Крылово | Кряжевое | Кряжим | Куба | Кувандык | Кудымкар | Куеда | Култаево | Кульшарипово | Кулябино | Кумак | Кумертау | Курашим | Кургана | Курганинск | Курковицы | Курск | Куса | Кутерем | Кушвы | Кушнаренково | Куяново | Кэмдин |
Л:
Лабинск | Лабытнанги | Ладушкин | Лангепас | Лашкута | Лебеди | Левокумка | Лежнево | Лениногорск | Ленинск | Ленинский | Ленинское | Лермонтов | Лесная Дача | Лесное | Лесогорский | Лесосибирск | Ливадия | Липецк | Липняки | Лихославль | Лодейное Поле | Ломоносов | Луга | Луговое | Луговское | Луза | Луховицы | Луч | Лысьва | Львовское | Любань | Ляды | Лянгасово | Лянтор |
М:
Магадана | Магнитогорска | Мазуль | Майский | Макарье | Максимовка | Малая Вишера | Малгобек | Малмыж | Малое Ибряйкино | Малое Луговое | Мамоново | Манычстрой | Мари-Малмыж | Маркс | Махачкала | Маяк | Мегион | Медвеженский | Медногорск | Мезень | Менделеевск | Мензелинск | Мескер-Юрт | Миасса | Миллерово | Миндерла | Минеральные Воды | Минзитарово | Минусинск | Минькино | Миньяр | Мирный | Михайлов | Михайловск | Михалево | Мичуринск | Моздок | Мокино | Молодежный | Монастырище | Морозовск | Мужи | Музяк | Муравленко | Мураши | Мурманск | Муромское |
Н:
Набережные Челны | Надым | Назарово | Назрань | Нальчик | Нарьян-Мар | Находка | Невель | Невинномысск | Неволино | Невское | Невьянска | Нежино | Некрасовское | Неман | Неманское | Нерюнгри | Нестеров | Нефтегорск | Нефтекамск | Нефтекумск | Нефтеюганск | Нижневартовска | Нижнего Тагила | Нижней Салды | Нижнекамск | Нижнесакмарский | Нижнетроицкий | Нижние Муллы | Нижние Серги | Нижние Шуни | Нижний Новгород | Нижняя Гаревая | Нижняя Тавда | Нижняя Тура | Никель | Никитинка | Николаевка | Николо-Березовка | Николо-Петровка | Никольское | Нов. Солянка | Новая Бура | Новая Васильевка | Новая Ладога | Новая Ляля | Новая Мельница | Новая Слобода | Новая Смаиль | Новинское | Новоалександровка | Новоалександровск | Ново-Алексеевка | Нововознесенск | Новодвинск | Новое | Новое Барятино | Новое Девяткино | Новокабаново | Новокуйбышевск | Новомихайловское | Новонагаево | Новоникольское | Новопавловск | Новоржев | Новороссийск | Новоселово | Новоселый 1-й | Новоселье | Новосельский | Новосибирска | Новотерский | Новотроицк | Новотроицкое | Новоузенск | Новоульяновск | Новоуральска | Новофедоровское | Новочеремшанск | Новочеркасска | Новый | Новый Бурец | Новый Егорлык | Новый Каинлык | Новый Краснояр | Новый Некоуз | Новый Уренгой | Ногир | Нолинск | Норильск | Ноябрьск | Нуркеево | Нягань | Нязепетровск | Няндома |
О:
Озек-Суат | Озерки | Озерска | Октябрьск | Октябрьское | Окуловка | Оленевод | Оленегорск | Ольгинское | Оля | Омска | Омутнинск | Онега | Опочка | Орел | Оренбурга | Орлов | Орловка | Орск | Оса | Осиновик | Осиновка | Остров | Острожка | Отрадное | Отрадный | Отрадо-Кубанское | Оханск | Ошья |
П:
п Комарово | п Менделеевский | п Парголово | п Репино | п Северка | п Солнечное | п Ушково | Павловка | Павловск | Палех | Панковка | Пантелеевка | Пантелейково | Парная | Парфеньево | Пашковский | Пенза | Пено | Первомайский | Первомайское | Первоуральска | Переславль-Залесский | Переясловка | Перми | Пермякова | Пермяковка | Пестово | Пестяки | Петровск | Петродворец | Петрозаводск | Петропавловск-Камчатский | Петрунь | Печора | Печоры | Пикалево | Пионерский | Питерка | Пласт | Платошино | Плес | Победино | Повракульская | Подгородняя Покровка | Подпорожье | Покачи | Покровка | Покровское | Полевской | Полесск | Поливянка | Полярные Зори | Полярный | Поромес | Порхов | пос . Конезавод имени Буденного | пос . Красногорняцкий | пос . Цыбанобалка | Потапово | Поташка | Похвистнево | Пошехонье | Правдинск | Пречистое | Приволжск | Приволжский | Пригородное | Прималкинское | Приозерск | Приречный | Пристань | Пришиб | Пролетарий | Прохладное | Прохладный | Псков | Псыгансу | Пугачев | Путино | Пучеж | Пушкин | Пушкинские Горы | Пыть-Ях | Пышма | Пятигорск | Пятидорожное |
Р:
Рабитицы | Раевский | Раздзог | Раздольное | Разметелево | Райсеменовское | Ракино | Рамешки | Рамоново | Расково | Рассвет | Ратицкие Горки | Ревды | Реж | Репьевка | Реттиховка | Родничок | Рождествено | Романовка | Ромашкино | Рославль | Ростова-на-Дону | рп Горьковский | рп Дубровка | рп Кузьмоловский | рп Рахья | Ртищево | Ртищевский | Русский Акташ | Рыбное | Рыльск | Рябиновщина | Рябины | Рябки | Рязаново | Рязань |
С:
Савали | Сагопши | Садовый | Саклово | Салехарда | Сальск | Самары | Сандата | Санкт-Петербурга | Саранск | Саратов | Сармаково | Сатка | Светлогорск | Светлоград | Светлый | Светогорска | Себеж | Северный | Северодвинска | Североморска | Североуральск | Севское | Сегежа | Седа | Седкыркещ | Седью | Селезнево | Селижарово | Семеновское | Семикаракорск | Семилетка | Сенгилей | Сержень-Юрт | Серова | Сестрорецк | Сибай | Сизая | Сим | Синеборск | Скобелевка | Сколково | Славск | Славянка | Сланцы | Смоленск | Снегуровка | Снежинск | Снежногорск | Советск | Советская Гавань | Советский | Совхоза 1 Мая | Совхозное | Сокол | Солгон | Соликамск | Солнечный | Соловьевка | Солонцы | Соль-Илецк | Сольцы | Сонково | Сорочинск | Сортавала | Сосновоборск | Сосновый | Сосногорск | Сохновка | Сочи | Спасск-Дальний | Спасское | Спирово | Среднеуральска | Средние Чубурки | Средние Шуни | Средняя Тойма | ст Григорьевская | ст Калязин | ст Хадыженская | Ставрополь | станица Анапская | станица Андреевская | станица Воскресенская | станица Гурийская | станица Ессентукская | станица Змейская | станица Калининская | станица Котляревская | станица Красноярская | станица Куринская | станица Кущевская | станица Мингрельская | станица Новодонецкая | станица Новониколаевская | станица Обливская | станица Орджоникидзевская | станица Старопавловская | станица Тверская | Старая Ладога | Старая Пашня | Старая Русса | Старое Чирково | Старое Эштебенькино | Старопохвистнево | Старые Арти | Старые Киешки | Старые Туймазы | Старый Буздяк | Старый Пинигерь | Старый Пичеур | Старый Хопер | Старый Шагирт | Стерлитамак | Струги Красные | Субботино | Суворов | Сумино | Суоярви | Супрун | Су-Псех | Суражевка | Сургута | Сурское | Сухая Елань | Сухобузимское | Сухого Лога | Сушиновка | Сызрань | Сыктывкар | Сырейка | Сырково | Сысерти | Сясьстроя |
Т:
Тавда | Тавричанка | Таганрога | Талица | Талнах | Тамбов | Тарай | Татарский Шмалак | Татар-Улканово | Тахта | Ташлыкуль | Тверь | Теберда | Тейково | Тельмана | Темп | Темрюк | Тепличный | Терек | Тереньга | Терновка | Терпилицы | Терса | Тесь | Тетюши | Тимашевск | Тимирязево | Тихвина | Тобольск | Токсово | Торосово | Тосно | Трехгорный | Троицк | Трудовое | Трушники | Туапсе | Тубинск | Туймазы | Тукаево | Туктагулово | Тула | Тургенево | Туринск | Тырныауз | Тюлькино | Тюмени | Тюменяк | Тюрюшля |
У:
Углич | Угловое | Удмурт-Шагирт | Ужур | Узяр | Улан-Удэ | Ульяновка | Ульяновск | Урай | Уржум | Урталга | Урусово | Усинск | Усолье | Успенка | Уссурийск | Усть-Джегута | Усть-Катав | Усть-Кишерть | Усть-Курдюм | Усть-Лабинск | Уташ 2-й | Уфа | Ухта | Учалы | Ушаки | Уязытамак | Уяр |
Ф:
Федоровка | Федоровское | Фокино | Фурманов |
Х:
Хабаровск | Ханты-Мансийск | Хасавюрта | Хвалынка | Хвалынск | Хлебодарное | Холм | Холмогоровка | Холстовка | Хохлово |
Ц: Цепел | Цимлянск |
Ч:
Чайковская | Чайковский | Чапаевск | Частоостровское | Чащино | Чебаркуль | Чебоксары | Чекашево | Чекон | Челно-Вершины | Челябинска | Череповец | Черкесск | Черниговка | Черниговское | Черняховск | Чехово | Чистый | Чкаловское | Чуваш Кубово | Чувашкое Урметьево | Чугуевка | Чудово | Чуртан | Чусового |
Ш:
Шаблиевка | Шали | Шарыпово | Шахарово | Шахтерская набережная | Шахты | Шенкурск | Шентала | Шерья | Шестихино | Шила | Шило-Голицыно | Шоссейное | Шудаяг | Шунеры | Шушнур | Шуя | Щеглово |
Э: Эльхотово | Энгельс |
Ю:
Югорск | Югэр | Южно-Сухокумск | Южноуральск | Южный Урал | Юловский | Юрово | Юрьевец | Юрюзань | Юсьтыдор |
Я:
Якупово | Якутска | Ялуторовск | Ямное | Янгискаин | Янино-1 | Янтарное | Япрыково | Яранск | Ярега | Ярославль | Ярцево | Ясашная Ташла | Ясная Поляна | Ясногорск | Ясное | Ясный
Инклюзивное образование в МДОУ № 32 "Айболит" компенсирующего вида, г. Усть-Илимск конспект занятия в детском саду

В июне 2003 года коллектив МДОУ "Айболит" защитил программу развития и определил долгосрочные приоритетные цели, одна из которых заключалась в выводе ДОУ на городскую экспериментальную площадку по теме "Комплексное сопровождение детей группы риска: дети с бронхиальной астмой, врожденным пороком сердца и дети-инвалиды".



Инклюзивное образование в МДОУ № 32 "Айболит" компенсирующего вида, г. Усть-Илимск

Лисина Валентина Александровна, заместитель заведующей

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. В июне 2003 года коллектив МДОУ “Айболит” защитил программу развития и определил долгосрочные приоритетные цели, одна из которых заключалась в выводе ДОУ на городскую экспериментальную площадку по теме “Комплексное сопровождение детей “группы риска: дети с бронхиальной астмой, врожденным пороком сердца и дети-инвалиды” (январь 2005 года). Выбранная нами тема эксперимента имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе – психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д.). Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии Министерства образования России (принято Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 867), Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636), методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16) и другие. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Раннее сопровождение, целевое сопровождение различных “групп риска” стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

История зарождения в системе образования комплексной помощи ребенку в развитии стала развиваться в российской педагогике сравнительно недавно вместе с формированием гуманистических ориентаций. В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая “гуманитарная катастрофа” уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Сложившиеся медицинские и методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач (исследования Д.С. Шишова, Э.Н. Макшанцева, Л.М. Шипициной, А.К. Колеченко, Л.Левичевой и других). Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка-дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Исходя их этого, может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств психолого-педагогического, медико-социального сопровождения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения усилий не только медиков, но так же педагогов и психологов, то есть – предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И.Казаковой (1995-2001 гг). Комплексная помощь и поддержка ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки детей и их родителей. Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам (или заболевание), но и его родители и педагоги, то есть “субъектный четырехугольник”. Согласно этой технологии определяются задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса ребенка-инвалида:

 

В процессе сопровождения лежит единство четырех функций:

Диагностика существа возникшей проблемы (в данном случае – заболевание ребенка);

Информация о существе возникшей или имеющейся проблемы и путях ее решения (реабилитационная карта ребенка-инвалида);

Консультация на этапе принятия решения (врач ДОУ) и выработка плана решения проблемы (служба сопровождения);

Первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Статистика показывает, что постоянно растет заболеваемость детей дошкольного возраста, что связано с плохим состоянием здоровья беременных женщин, неблагоприятными условиями их труда и быта, падением жизненного уровня населения, ухудшением экологической обстановки.

Ситуация со здоровьем детей в городе Усть-Илимске усложняется еще и тем, что город расположен в местности, приравненной к районам крайнего Севера. Длительность холодного и темного периодов в течение года ведет к выраженной цветовой и световой депривации детей, значительному снижению иммунитета. Все процедуры природной адаптации растущего организма идут с большим дефицитом витамина “Д”, влияющего на развитие костно-мышечной системы ребенка, на его психику и т.д. В регионе в последние годы рождается около 15% здоровых малышей. В 2003 году в городе Усть-Илимске по данным статистики проживало детей в возрасте от 1 года до 7 лет – 4074 ребенка, посещало дошкольные образовательные учреждения – 3028 детей, из них с бронхиальной астмой – 70, с врожденным пороком сердца – 16, детей – инвалидов – 17 детей.

В мае 2003 года дошкольное учреждение “Айболит” защитило Программу развития. Целью, которой является создание адаптивной модели дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, способствующую оптимизации деятельности всех служб учреждения для оказания эффективной оздоровительной, коррекционной, психолого-педагогической и методической помощи в развитии личности ребенка. Работая в режиме Программы развития, Совет по управлению проектом пришел к заключению – необходимо создать службу сопровождения, направив ее деятельность на более глубокую работу с детьми, имеющими серьезные проблемы в здоровье (бронхиальная астма, врожденный порок сердца, дети-инвалиды).

Контингент детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение “Айболит” компенсирующего вида разнороден, но всех объединяет необходимость в проведении комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от воспитательного процесса, в комфортных для ребенка условиях микросоциума.

Наша служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, которая определила основные принципы сопровождения в условиях жизнедеятельности ДОУ:

рекомендательный характер советов сопровождающего: ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от “законодательных” решений, все решения службы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, ближайшим окружением на разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами “неработающие элементы” системы (отсутствие родителей, некомпетентность окружения);

приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”: “на стороне взрослых” их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. На стороне ребенка только он сам и специалист сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

непрерывность сопровождения: поддержка может быть прекращена в случае решения проблемы, в нашем случае это практически невозможно, так как дети находятся под постоянным воздействием факторов риска и должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

стремление к автономизации: создание службы сопровождения, обеспечивающей индивидуальное сопровождение детей “группы риска”, системное сопровождение, направленное на профилактику и коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для группы детей, т.е. мы не стремимся “избавиться от неугодного ребенка”.

Идеи и замысел эксперимента

Заключается в разработке и апробации системы комплексного сопровождения ребенка “группы риска”, направленной на обеспечение потребностей личности ребенка, учитывающей индивидуальные возможности и способности каждого, социализацию, интересы и запросы родителей, воспитывающих детей “группы риска”.

Объект экспериментирования:

Индивидуализация воспитательного и образовательного процесса с учетом здоровья ребенка “группы риска”, его физических и психофизиологических возможностей.

Предмет экспериментирования:

Координация деятельности специалистов и педагогов ДОУ, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Цель эксперимента:

Создать модель комплексного сопровождения детей “группы риска”, разработать систему средств, способов сопровождения детей “группы риска”, находящихся в группе сверстников; улучшить качество их физического и психического здоровья, вывести на новые результаты.

Гипотеза эксперимента:

Если участники (сопровождаемые) эксперимента разработают и апробируют систему комплексного сопровождения детей “группы риска”, то это будет способствовать улучшению физического и психического здоровья ребенка, создаст благоприятные условия пребывания в группе сверстников, будет способствовать развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого ребенка “группы риска” адаптационные механизмы к социуму.

Алгоритм сопровождения детей “группы риска”:

  • формирование здорового образа жизни;
  • личностные проблемы развития ребенка;
  • выбор образовательного маршрута;
  • преодоление трудностей в обучении;
  • развитие способностей ребенка в деятельности.

Состояние здоровья ребенка “группы риска” является исходной позицией в решении всех остальных проблем развития. Существенную роль играет создание полноценной предметно-пространственной, социально-развивающей среды с современным оборудованием, играми и игрушками.

Условия сопровождения:

  • Создавать благоприятные гигиенические условия;
  • Организовать полноценное питание;
  • Обеспечить достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • Проводить закаливающие процедуры;
  • Осуществлять мотивацию участия в оздоровительных и физкультурных мероприятиях.
  • Включать особого ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Комплекс реабилитации детей “группы риска”:

  • включает – меры, услуги, методы и средства:
  • медикоментозное лечение – фармакотерапия;
  • физииолечение – физиотерапия, в том числе электролечение, светолечение, водолечение, теплолечение, ингаляционная терапия и др.;
  • ЛФК – лечебная гимнастика (индивидуальная и подгрупповая утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки, ближний туризм, спортивные игры и упражнения);
  • массаж (сегментарный, точечный);
  • диетотерапия;
  • традиционные и нетрадиционные методы лечения (гомеопатия, фитотерапия);
  • социально-психологические методы лечения (терапия средой, восстановительная терапия речи).

Критерии отслеживания результатов эксперимента

  • Экспертные оценки реализации эксперимента будут осуществляться по трем направлениям:
  • Изменение физического и психического здоровья детей.
  • Развитие интеллектуальных способностей и формирование творческого воображения.
  • Изменение личности и деятельности педагога – экспериментатора.
  • Уровень основных направлений инновационного развития.

Методы

Выбор методов исследования обусловлен: показательностью. Простотой исполнения, наличием игрового мотива, доступности организации и позволяет увидеть каждого ребенка.

Эмпирические

  • изучение литературы;
  • изучение инструктивно-методических документов;
  • тесты;
  • рейтинг;
  • анализ работы ДОУ;
  • наблюдения;
  • опросы;
  • передовой педагогический опыт.

Практические

  • моделирование;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификация

Методы исследования:

  • диагностика уровня развития детей, выявления индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов (социальная зрелость, интеллект, стиль общения воспитателя с ребенком, родителей с ребенком) (скрининг);
  • тестирование педагогов на предмет готовности к экспериментальной деятельности;
  • анкетирование родителей;
  • составление социального паспорта семей;
  • психолого-педагогическое наблюдение детей “группы риска”;
  • составление индивидуальной карты развития карты ребенка.

Оформление эффективности сопровождения детей “группы риска”

  • Банк данных здоровья детей.
  • Карта здоровья и развития ребенка.
  • Социальный паспорт семьи, воспитывающей ребенка “группы риска”.
  • Индивидуальная программа оздоровления и развития с рекомендациями для педагогов и родителей (врач, педагог-психолог, учитель-логопед).
  • Дневник наблюдения за состоянием здоровья ребенка (дома).
  • Дневник члена службы сопровождения, дневник педагога-экспериментатора; педагога, ведущего ребенка в возрастной группе.

Система мониторинга:

  • База и банк данных экспериментальной деятельности.
  • Банк данных накопления тестов, диагностик, методик, анкет, диагностических карт и др.
  • Получение информации об уровне здоровья, обучения и развития ребенка.
  • Компьютерная обработка.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов.

Дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса).

Воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса).

Управленческий (отслеживание за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах):

  • руководитель – педагогический коллектив
  • руководитель – дети
  • руководитель – родители
  • руководитель – внешняя среда.

Социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей).

Медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Сроки эксперимента:

В нашей работе выделяется 3 этапа:

  • Подготовительный (диагностико-формирующий; функции: диагностическая, проектировочная, организационная – 2004 – 2005 г.г.)
  • Практический (функция: деятельностная – 2005 – 2007 г.г.).
  • Обобщающий (функция: аналитическая, контрольно-коррекционная – 2008 г.).

Временная протяженность и объем работы, соответствующие каждому этапу, зависят от временных ресурсов, выделяемых на данное исследование. Оптимальной, для нашего эксперимента, экспертно можно признать продолжительность в пять лет, так как ребенок пребывает в ДОУ пять лет, поступая в 2-х летнем возрасте.

Прогноз возможных негативных последствий

Хотя система комплексного сопровождения детей “группы риска” строится с учетом физического и психического развития каждого ребенка, состояния здоровья, патологии (бронхиальная астма, врожденный порок сердца, инвалидность), организованной работы с семьями воспитанников, интеграции и координации, усилий всего педагогического коллектива и медицинского персонала в реальной образовательной практике могут возникнуть новые результаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе.

Мы можем предположить возникновение следующих негативных последствий:

  • возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуются какие-то дополнительные ресурсы;
  • возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем ввиду вмешательства в проблему особого ребенка.

Способы коррекции и компенсации возможных негативных последствий:

  • планирование резерва времени для возможности пересмотра спланированных форм, методов, приемов работы с детьми и их родителями;
  • обстоятельное объяснение родителям и педагогам не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы сопровождения ребенка;
  • объединение детей “группы риска” в разновозрастные группы (изоляция от сверстников – группы кратковременного пребывания).
  • прогнозирование деятельности нашего инновационного ДОУ заключается в том, что как особая научно-практическая область она будет иметь свою методологию и организационную форму и представлена в виде методического пособия с последующими публикациями в педагогических и психологических изданиях РФ.
  • с результатами опытно-экспериментальной деятельности мы планируем подготовить методические рекомендации для родителей и педагогов школ.

Список литературы

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М, 1968г.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М. 1995г.
  3. Богина М.Л., Курина И.Б. Современные методы оздоровления дошкольников. М, 2001г.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической помощи в школе., М, 1997г.
  5. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М, АСМ, 1998г.
  6. “Всеобщая декларация прав человека”
  7. “Декларация о правах инвалидов”
  8. Закон “О правах ребенка”
  9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб, 1999г.
  10. Зинкевич -Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии.М, 2001г.
  11. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы., М, Новая школа, 1997г.
  12. Инструктивно-методическое письмо МО РФ “О гигиенических требованиях к организации учебной нагрузки детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” №65/23-16 от 14.03.2000г.
  13. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М, 2001г.
  14. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М, 2001г.
  15. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М, 2003г.
  16. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М, Арк, 2004г.
  17. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М, 1985г.
  18. Крюкова С.В., Свободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М, Генезис, 2000г.
  19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Постановление Правительства РФ.
  20. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. М, сфера. 2004г.
  21. “Кодекс о браке и семье”
  22. Красиков И.С. Осанка. СПб, 2001г.
  23. “Конвенция о правах ребенка”
  24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Как помочь ребенку СПБ, 1999г.
  25. Лысак Л.И., Г.Я., Кудрина Л.М., Романова Нетрадиционные методы оздоровления детей с заболеваниями органов дыхания в Условиях детского сада Крайнего Севера. Иркутск, 2004г.
  26. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей ОУ М, Новая школа, 1993г.
  27. Мартынов С.М. Главное, попасть в точку. М, 1996г.
  28. Малер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам// Дефектологогия - 1996 г. - 76 с.
  29. Минаева В.И. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М, 1999г.
  30. Мустакас К. Игровая терапия. СПб, 2000г.
  31. Мокеев А.М., Мокеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе. Педагогическое общество России, М, 2001г.
  32. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. № 28-51-51316
  33. Маркова Л.С. Управленческая деятельность реководителя дошкольного специального учреждения, М, 2003г.
  34. Панфилова М.А. Игротерапия общения М, 2000г.
  35. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М, 2001г.
  36. Попова Т.И. Мир вокруг нас М, 1998г.
  37. Поташник М.М. Управление качеством образования М, Педагогическое общество России, 2000г.
  38. Поташник М.М. Урок XXI века
  39. Поташник М.М. Вопросы и ответы.
  40. Поташник М.М., Зогвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент” Педагогическое общество России, Москва, 2004г.
  41. Поздняк Л.В., Мещенко Н.Н. Управление дошкольным образованием М, 2001г.
  42. Питерси М., Трилор Р., Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии 2маленькие ступеньки”. Мн.: Изд. БелАПДИ, 1999. - 150 с.
  43. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в ОУ М, Ассоциация “Профессиональное образование” 1996г.
  44. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М, 2000г.
  45. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. М, 19998г.
  46. Рылеева Е. Программа “Открой себя” М, 1998г.
  47. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ М, Айрис, 2003г.
  48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. М, 1996г.
  49. Оверчук Н.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации М, Гном, 2002г.
  50. Оценка эффективности лечебной физкультуры при различных заболеваниях. Методические рекомендации. Иркутск, 2003г.
  51. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М, 1994г.
  52. Сиронюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М, 2002г.
  53. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? М, 1999г.
  54. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент от идеи до разработки. М, 2001г.
  55. Сиденко А.С Нужен ли эксперимент практику? Школьные технологии № 1, 1997г.
  56. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М, Аркти, 2004г.
  57. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под . ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. - 210 с.
  58. “Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов”
  59. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. № 867.
  60. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М, Новая школа, 2003г.
  61. Чистякова М.И. Психогимнастика М, 1999г.
  62. Честнова Н.Ю. Настольная книга заведующей детского сада. Ростов - на-Дону, 2004г.
  63. Честнова Н.Ю. Настольная книга педагога-психолога детского сада. Ростов-на-Дону, 2004г.
  64. Фромм А. Азбука для родителей. СПб 1991г.
  65. Шипицына Л.М.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста СПб, 2003г.
  66. Хомерики О.Г. Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие. М, Новая школа, 1994г.

автор: Лисина Валентина Александровна, заместитель заведующей (источник)
Ещё конспекты занятий для детских садов: Организация театра здорового образа жизни с дошкольниками | Особенности психологической работы с проблемными детьми в условиях ДОУ (из опыта работы) | Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Лесная история" | Конспект открытого комплексного занятия в детском саду (средняя группа) | Применение нестандартного оборудования на занятиях лечебной физической культуры для детей с 2-сторонней нейросенсорной тугоухостью 2–4 степени | Работа руководителя МДОУ по профилактике развития сколиоза и плоскостопия у детей-дошкольников | инклюзивное | инклюзивное образование | министерство образования | мдоу | мдоу детский сад | айболит | доктор айболит | компенсирующего | компенсирующего вида | виды деятельности | усть | усть каменогорск | илимск | усть илимск | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Инклюзивное образование в МДОУ № 32 Айболит компенсирующего вида г Усть Илимск конспект занятия в детском саду | инклюзивное | инклюзивное образование | министерство образования | мдоу | мдоу детский сад | айболит | доктор айболит | компенсирующего | компенсирующего вида | виды деятельности | усть | усть каменогорск | илимск | усть илимск | конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | детском | саду | занятия в детском саду | конспекты занятий в детском саду | Инклюзивное образование в МДОУ № 32 Айболит компенсирующего вида г Усть Илимск конспект занятия в детском саду | детские сады | Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы к школе конспект занятия в детском саду | Развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста конспект занятия в детском саду | Комплексное занятие "Зимние приключения львенка" конспект занятия в детском саду | Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников конспект занятия в детском саду | Расскажи стихи руками (пальчиковая гимнастика) конспект занятия в детском саду | Конспект комплексного занятия в средней группе "Письмо от попугая" конспект занятия в детском саду | Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Остров сокровищ" конспект занятия в детском саду | Интегрированное занятие в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо" конспект занятия в детском саду | Семинар-практикум для родителей: "Музыка как неотъемлемая часть педагогического процесса ДОУ" конспект занятия в детском саду | Модифицированная программа курса для дошколят "Информатика + логика" конспект занятия в детском саду | Сценарий развития детей младшей группы. Путешествие в четыре цвета года конспект занятия в детском саду | Музыкально-дидактическое пособие "Море музыки" конспект занятия в детском саду
| инклюзивное образование | инклюзивная школа | вопросы инклюзивного образования | инклюзивное образование статьи | министерство образования | область образования | тема образование | способы образования | мдоу детский сад | мдоу д с | мдоу 25 | мдоу екатеринбург | доктор айболит | айболит онлайн | советы айболита | сестра айболита | компенсирующий вид | компенсирующий детский сад | что значит компенсировать | детский сад компенсирующего типа | виды деятельности | виды понятий | виды данных | виды языков | усть каменогорск | погода в усть | порт усть луга | администрация усть | усть илимск | илимск город | усть илимск видео | продажа авто в усть илимске | конспект урока | план конспект | конспект по окружающему миру | конспект занятия в старшей группе | конспект занятия | темы занятий | планирование занятий | занятие сексом | детская песня | детские комнаты | скачать песню детские песни | садъ группа | группы в детском саду | сад своими руками | план сада | конспекты занятий в детском саду | старшая группа детского сада занятия | Инклюзивное | образование | в | МДОУ | группа детского сада №32 | Айболит | компенсирующего | вида | г | Усть | Илимск | конспект | занятия | в | детском | саду | Инклюзивное образование в МДОУ № 32 Айболит компенсирующего вида г Усть Илимск конспект занятия в детском саду



Добавление комментария




Вопрос:
7+3*4 (ответ цифрой)


Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код